Чем отличается ремата от ямады?

Чем отличается ремата от ямады?

Несмотря на то, что фламенко является достаточно сложным видом искусства зачастую начинающие танцоры, или музыканты имеют особенность излишне преувеличивать значимость тех или иных аспектов. Это создает определенные сложности, заставляет тратить лишнее время на вещи, которые такого количества его просто не заслуживают.


Одним из ярких примеров таких вещей является загадочная парочка – «ремата» и «ямада», в которых не первый год многие пытаются найти заветные различия и определить, какая же дробь или музыкальный фрагмент является первой, и как точно выглядит другая.

 

Ответ здесь прост. Что «ремата», что «ямада» не являются ничем иным, как функциями, которые на себя может возложить совершенно разный музыкальный или танцевальный фрагмент. Да, у рисунков, которые несут данные функции есть определенный сходства, но, если пытаться загнать их в четкие рамки и определения, мы просто снова увязнем в совершенно ненужной информации.


Вы должны помнить, что фламенко рождалось не в кабинетах по музыкальному анализу, это не искусственно выведенный жанр (если такие вообще есть), оно рождалось в ходе практики, прошло большой путь и вряд ли музыканты и танцоры использовали любые инструменты взаимодействия во фламенко, чтобы усложнить себе жизнь. Все термины, которые отвечают за какой-либо элемент структуры, рождались исключительно исходя из упрощения взаимопонимания настолько, чтобы можно было не волноваться за это даже выступая без репетиций.


Чтобы твоему партнеру по сцене было понятно, что ты заканчиваешь свою часть (гитарист фальсету, или танцор салиду) и дальше эстафета переходит к следующему (куплет певца и так далее), то исполняется достаточно простой в начале (чтобы его было легче идентифицировать всем остальным) фрагмент, который понятно заканчивается и ясно дает понять, что дальше начнется следующая часть номера. Как правило, в 12-дольных компасах, мы слышим четкие акценты на 1,2,3 доли в начале ямады. Ремата же носит в себе именно заключительную функцию. Это вовсе не значит, что наступает конец номера, скорее всего дальше или остановка с паузой, или, если мы говорим о фиесте, конец куплета, но в любом случае ремата подводит черту под какой-либо частью.


Может ли одна и та же дробь, например, быть и «рематой» и «ямадой»? Да, конечно. Зависит от момента, когда вы ее танцуете.


Ямада (дробь одна и та же, вы — танцор)


Гитарист доиграл фальсету, которую вы вообще слышите в первый раз, вроде бы она закончилась, вы начинаете дробь (которая «ямадоремата»), 1,2,3 и еще пару компасов и закончили, грамотный певец всегда запоет следующий куплет. В данном случае это была явно «ямада».


Ремата (дробь одна и та же, вы — танцор)


Куплет подходит к концу, вы доделали хореографию, которую долго репетировали, но поняли, что сегодня явно не день Бэкхема и вот эту сложную ремату 99% нормально сделать не получится, слишком высокая скорость, слишком плохой пол, да и просто страшно… Вы делаете ту же самую дробь, что в начале и ставите «жирную точку» в 10, чтобы все поняли – КОНЕЦ. Грамотные музыканты, да и неграмотные, опытные или не опытные, зрители в зале, и даже Ева Йербабуэна, которая случайно зашла на ваше выступление, никогда не цокнет языком и не скажет: «Ох уж эти русские… что ямада, что ремата у них, все одинаковое…».


В обоих случаях, одна и та же дробь будет абсолютно правильно сделана, потому что «ямада» и «ремата» — функция, а не определенный тип дробей, или музыки.


То же самое касается и гитары. Не будем расписывать здесь примеры, надеемся, что вы примерно поняли разницу.


Итак, у «ямады» функция – передавать эстафету, а у «рематы» функцией является подводить итог какой-либо части. Первая — в начале следующей части, вторая — в конце любой части. Что вы танцуете и что вы играете не так важно, самое главное, чтобы все, кто выступает с вами поняли – сейчас идем дальше к следующей части танца (в случае с «ямадой») и в случае с «рематой», поняли, что мы сейчас заканчиваем и нужно внимательно следить за танцором. Если он остановился – мы останавливаемся, пауза.


Может ли «ремата» быть «ямадой»?


Конечно! Если танцор сделал дробь, которая завершает его танец и ставит точку, но при этом тут же переходит к следующему компасу, то для кого-то из двоих, гитариста или певца, эта дробь одновременно служит и «ямадой», вы должны не сидеть, хлопая глазами, а подхватывать действо – играть фальсету, или запевать куплет. Именно этот тонкий момент всегда дает понять, имеет ли человек опыт, который сидит на сцене, или же он привык исполнять только заранее четко оговоренные номера.


А нужно ли вообще уметь отличать «ямаду» и «ремату»?


Совершенно не нужно. Данный текст был написано исходя из запросов читателей, тех, кто начинает свой путь во фламенко. На сцене вы никогда не будете давать определения и вести с собой сокровенный диалог, перечисляя части, подобно тому, как дети считают машины на дороге. Вы просто должны уметь улавливать сигнал от ваших партнеров по выступлению без лишних слов – следующая часть, не спи! И должны уметь точно так же явно давать понять им, что вы свою часть закончили.


«Ямады» и «рематы» нужны для того, чтобы не было глупых пауз, когда все сидят и хлопают глазами в такт пальмасу, думая, что же делать дальше. Заметьте, мы не говорим о том, что сидеть и якобы ничего не делать на сцене плохо, мы акцентируем внимание на том, что сидеть и «не знать, что делать» — это плохо.


Выводы


Любые определения во фламенко имеют условный характер, учитесь и старайтесь приучать себя ориентироваться по ходу пьесы, оставьте теоретические разборы, определения и хронологические древа структур. Этот паззл нужно собирать моментально, потому что в этом нет ничего сложного и ориентироваться в пространстве фламенко намного проще. Сложность заключается именно в самом исполнении, умении не выпадать из ритма, но именно теория фламенко ничуть не сложнее евклидовой геометрии, вы подобной сложности логические задачки проходили в начальных классах.


Как говорил один мудрец, мы все умеем, просто не знаем этого…

Leave a comment

Send a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *